«Севморпуть» | |
---|---|
Флаг | |
Класс и тип судна | Атомный контейнеровоз класса КМ(*) УЛ[2] А2 А |
Порт приписки | Мурманск |
Номер ИМО | 8729810 |
Позывной | UHBY |
Организация | Российская Федерация |
Оператор | ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом» |
Изготовитель | Керченский судостроительный завод |
Введён в эксплуатацию | 31 января 1988 года |
Статус | восстановление |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 61,88 тысяч тонн |
Длина | 260,1 м |
Ширина | 32,2 м |
Высота | 18,3 м (высота борта) |
Осадка | 11,8 м |
Двигатели | атомная турбинная ГТЗА 684 ОМ5 |
Мощность | 29420 кВт (39436 л.с.) |
Движитель | 1 винт регулируемого шага с 4 лопастями |
Скорость хода | 20,8 макс. узлов |
Регистровый тоннаж | 74 лихтера типа ЛЭШ или 1336 20-футовых контейнера |
Изображения на Викискладе | |
«Севморпу́ть» — ледокольно-транспортное судно (лихтеровоз) с атомной силовой установкой. Построено в Керчи, на судостроительном заводе «Залив».
Заложен 2 ноября 1984 года, спущен на воду 20 февраля 1986 года. Введен в строй в 1988 году.
Судно предназначено для транспортировки грузов в лихтерах и контейнерах в отдалённые северные районы. Способно самостоятельно следовать во льдах, толщиной до 1 м[1].
Первые годы эксплуатации контейнеровоз работал на международных линиях Одесса — Вьетнам — Владивосток и Владивосток — КНДР. Затем судно несколько лет обеспечивало грузоперевозки на линии Мурманск — Дудинка — Мурманск.[2].
В начале 2007 года Ростехнадзор проверил ядерную установку лихтеровоза. Опубликовано заключение, что «ядерная и радиационная безопасность обеспечивается и соответствует установленным требованиям».[3]
В августе 2007 года оператор судна Мурманское морское пароходство заявило о намерении переоборудовать лихтеровоз в плавучее буровое судно. Предполагалось, что переоборудование займёт 18 месяцев.[4] План переоборудования объяснялся оператором отсутствием высокотарифных грузов для лихтеровоза. Однако в феврале 2008 года последовало заявление об отмене проекта по переоборудованию «Севморпути» и о предстоящей передаче владельцем всех судов с атомной силовой установкой другому оператору.[5]
В августе 2008 года Мурманское морское пароходство завершило передачу всего атомного ледокольного флота, включая «Севморпуть», в ФГУП Атомфлот.[6]
В октябре 2009 года генеральный директор «Атомфлота» Вячеслав Рукша заявил, что «лихтеровоз Атомфлота „Севморпуть“ стоит без работы, и если такая ситуация сохранится и в 2010 году, то придется сдать его „на иголки“. А мог бы прослужить ещё лет 15».[7]
Официальная страница морского регистра содержит запись «Исключено из регистровой книги судов с 02.08.2012».[8]
В соответствии с приказом Госкорпорации «Росатом» от 24 октября 2012 года ядерную установку должны были вывести в режим окончательного останова.[9] По состоянию на июнь 2013 года работы по выводу лихтеровоза из эксплуатации были практически завершены; в частности ядерная установка была окончательно остановлена.[10]
В конце декабря 2013 года генеральный директор Росатома С. В. Кириенко подписал приказ о восстановлении атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть»[9]. Планируется выполнить работы по продлению ресурса ядерной установки, закупить и загрузить комплект ядерного топлива[1]. Ввод судна в строй ожидается 1 марта 2016 года, после восстановления «Севморпуть» займется обеспечением Северного завоза, освоением шельфа и разработкой Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле. По словам Вячеслава Рукши, «Судно будет востребовано, сегодня судов такого класса у нас нет, и мы рассчитываем примерно на десять лет его работы».[11]
Атомные ледоколы | |
---|---|
«Ленин» • «Арктика» † • «Сибирь» † • «Россия» † • «Севморпуть» 🛠 • «Таймыр» • «Советский Союз» 🛠 • «Вайгач» • «Ямал» • «50 лет Победы» |
Это заготовка статьи о морском транспорте. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Севморпуть (лихтеровоз).