Рутульцы | |
Самоназвание |
мыхIадыбыр |
---|---|
Современный ареал расселения и численность | |
Всего: 37 000
Азербайджан: 900[4] |
|
Язык | |
Религия | |
Расовый тип |
Каспийский подтип переднеазиатской ветви европеоидной расы[11] |
Входит в | |
Родственные народы |
Агулы, арчинцы, будухи, крызы, лезгины, табасараны, удины и цахуры |
Рутульцы (самоназвание рут. мыхIадыбыр, мыхIад)[12] — народ, коренное население юго-западной части Южного Дагестана (Рутульский, Бабаюртовский и Кизлярский районы), а также северо-восточного Азербайджана (Шекинский район и Кахский район)[13].
По результатам переписи 2002 года численность рутульцев в России составила 29 929 человек[2], по данным переписи 2010 года — 35 240[1].
Также рутульцы проживают в Азербайджане, где их численность составляет по оценкам специалистов около 900 человек, хотя национальная перепись населения 1999 года рутульцев не учитывала[4].
Общая численность рутульцев в мире — около 37 000 человек.
Содержание |
В России по переписи населения 2002 года проживало 29,9 тыс. рутульцев, из них в Дагестане — 24,3 тыс.; по переписи населения 2010 года проживало 35,2 тыс. рутульцев, из них в Дагестане — 27,8 тыс. человек. Сельских жителей среди рутульцев в России — 65 % (2002), 58 % (2010)[2][1]. В Азербайджане, по данным последней советской переписи 1989 года рутульцев было 850 человек.
Рутульские аулы расположены в нескольких обособленных регионах Дагестана:
Рутульцы-горожане проживают в Махачкале, Каспийске, Дербенте, Кизляре, Хасавюрте и в др. городах Дагестана.
Рутульцы по численности занимают седьмое место среди коренных народностей Дагестана. Имеющиеся данные отмечают то рост, то уменьшение численности рутульцев. Так, в 1926 году число рутульцев в СССР составило 10,5 тыс.чел[19], в 1959 — 6,7 тыс. чел[20]. Уменьшение численности рутульцев стало результатом советской национальной полититки, когда поощрялась искусственная консолидация малых народов. В результате часть дагестанских рутульцев стала лезгинами, а те, которые проживали в Азербайджане, — азербайджанцами. Согласнo теоpетическим установкaм советских вpемен (XXII съезд КПСС), пpоцессы интернационaлизации и cлияния нaций и нaродов рaссмaтривaлись кaк историчeски видимaя, реaльная перспективa, а исчезновeние языкoв мнoгих нарoдов считaлось вполнe прогрeccивным явлeнием. Поэтoму слияниe нарoдов в Дагестане рaссматривaлось кaк прогресcивный, нeизбежный прoцесс. В советские времена, при переписи 1939 года у малых народов Южного Дагестана не было возможности указать свою национальность в паспорте[21], если рутулец указывал свою нацию как рутулец, то её изменяли на лезгин[22]. Тоже самое было в отношении цахуров, агульцев и др., хотя до этого эти самые народы участвовали в переписи[21].
Этноним «рутульцы» (не следует путать с античными рутулами в Италии) происходит от наименования селения Рутул. По-рутульски оно называется МыхІаІд, а сами себя его жители называют мыхIадыбыр, мыхIад. Рутулом называют это селение азербайджанцы и частично лезгины, от которых оно и вошло в русский язык[23]. Этноним «рутульцы» у носителей рутульского языка закрепился лишь в годы Советской власти[24]. Общего самосознания у рутульцев нет, поскольку они называют себя по имени тех селений, в которых проживают[25][26]. В частности шиназцы (сыназрабор), ихрекцы (ирекдыбор), борчинцы (буджедбор), хновцы (хинадбы) и так далее[23]. Как отмечает Л. И. Лавров, о своём языке рутульцы могли сказать, что они разговаривают не по-рутульски, а на «шиназском» языке, «борчинском», «хновском» и других[27]. К цахурам и рутульцам употребляют также название «ванавац» (общее название жителей верховьев реки Самур), но среди них оно прочно не утвердилось[28].
Цахуры называют рутульцев мыхашура, агьакъбы, лезгины — мыдхадар, рутулар, вана-вацӀар (вана — верхняя, вацӀ — река, то есть люди, живущие в верховье реки)[26].
В IV веке до нашей эры многочисленные племена, говорившие на языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи языков, объединились в союз 26 племён, образовав в восточном Кавказе государство Кавказская Албания. К ним относились албаны, гелы, леги, утии (удины) и гаргары и другие. В античных гаргарейцах Г. Х. Ибрагимов видит рутульцев и цахуров[29]. Он полагает, что «вполне уместно также увязать этнонимы га-зал-ар (так цахурцы называют рутульцев) и гаргар (<гар-гар>) „народность“ как понятия этимологически общего плана»[30]. По мнению же Р. М. Магомедова, упоминаемые армянским географом VII века народ «хеноки», и есть рутульцы, но аргументы в подтверждение своей гипотезы он не приводит, и, с точки зрения Л. И. Лаврова, данное положение кажется сомнительным[31]. Как пишет Ихилов: «Мы склонны считать, что до XV века цахуры и рутульцы ещё не выделялись из лезгинской этнической среды и продолжали считаться одним народом с лезгинами, хотя у них и складывались свои языки и особенности быта и культуры»[32].
По преданию Рутул образовался из 7 мелких аулов, Шиназ — из пяти[33]. Л. И. Лаврова полагает, что селение Рутул существует давно. На одном из его улиц им было обнаружено селище, возникшее ещё до VIII века[24]. Однако первые сведения о местах проживания рутульцев появляются в трудах средневековых авторов. В частности арабский космограф XIII века Закария ал-Казвини упоминает рутульское селение Шиназ. «Хновская рать», то есть ополчение жителей селения Хнов упоминается в 1598 году, в числе союзников тарковского шамхала, но по литературным данным, Хнов существовал уже около 1560 года[34]. Первые упоминания о селении Кича относятся под 1741 годом, Кина — под 1835, Борч и Джилихур — под 1838, Кала — под 1848, Хунюк, Уна, Вруш и Пилек — под 1856 годом[35]. В XVII веке рутульцы частично переселились на равнины Северного Азербайджана[36].
Вплоть до присоединения к России рутульцы вели постоянные войны с соседями. Известно, что жители Рутула в 1432 году вместе с войсками султана Кара-Коюнлу Искандера совершили неудачное нападение на Цахур, но уже в 1495/96 году они вместе с цахурцами воевали против лезгинского селения Хурюг, помощь которому оказало другое лезгинское селение — Ахты. В 1536/37 году (или, по другому, известию в 1540/41 году) рутульцы и лакцы сожгли Ахты. Дербентские войска, очевидно поддерживающие ахтынцев, в 1541/42 году ограбили и сожгли Рутул. Вслед за этим, рутульцы в 1542/43 году вместе с кубинцами ограбили Ахты[37]. Сословно-поземельная комиссия оставила сведения о родословной рутульских беков, составленной в 1873 году, согласно которой рутульские беки, начиная с Кази-бека, живут в Рутуле с 1574 года[38]. К 1728 году относиться первое упоминание о Рутульском магале, но не исключено, что он существовало и в более ранее время[34]. Жители рутульских селений, в числе других народов Дагестана, оказали сопротивления вторгшимся в регион персидским войскам Надир-шаха. Предания гласят, что Надир-шах осаждал Рутул, но не смог его взять. Однако, согласно документам, отряд под командованием Аллаверди-хана в 1741 году овладел Рутулом, Лучеком, Ихреком, а потом и Кичой («Хачо»)[39].
В 1730-х годах рутульцы вели семилетнюю войну против лезгинского селения Хрюг и помирились с ним в 1739/40 году[37]. В конце концов рутульцам удалось подчинить Хрюг и вместе с другим лезгинским селением Зрых присоединить к своему магалу. В XVIII веке рутульцы захватили и более удаленные лезгинские селения Кака, Ялах и Луткун, находившиеся до этого в составе Ахтыпаринского магала. Несмотря на это, два рутульских селения (Ихрек и Мюхрек) находились в составе Казикумухского ханства, а другие два — Хнов и Борч, и после включения Южного Дагестана в состав России, оставались под властью Ахтыпаринского магала[40].
Нынешний Рутульский район являлся одним из наиболее глухих уголков дореволюционного Дагестана[41]. В 1926 году грамотных среди рутульцев было всего 4,2 %, большинство из которых могли лишь механически прочитать суру Корана и кое-как расписаться по-арабски[42]. Перепись 1926 года зафиксировала только 41 рутульца, знающих русскую грамоту, в том числе только 1 женщину[43]. До 1955 года в школах обучение у них велось на азербайджанском языке, а с 1955 года по желанию рутульцев и цахур занятия стали вестись на русском языке[44]. Ныне среди них нет неграмотных людей.
Проведённая в 1926 году перепись населения зафиксировала в СССР 10 495 рутульцев, все в сельской местности[45]. В 1929 года был образован Рутульский район. По переписи 1959 года в СССР проживало 6732 рутульца[46].
Вместе с другими народами в битвах с фашистскими захватчиками сражались и рутульцы. В ряды армии (по неполным данным) за годы войны из Рутульского района, как добровольцами, так и в порядке мобилизации было призвано около 1000 человек, в том числе из Рутула более 400 человек, из Шиназа 267, из Ихрека около 200, из Лучека более 100, из Мюхрека 72 человека и из Хлюта 150. Большое количество рутульцев были награждены правительственными наградами. Многие воевавшие рутульцы погибли смертью храбрых. Гордостью рутульского народа является Гасрет Алиев — Герой Советского Союза из села Хнов (рут. Хин).
Постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от 18 октября 2000 года № 191 рутульцы были отнесены к коренным малочисленным народам Республики Дагестан[47]. По переписи 2002 года в России проживало 29,929 рутульцев[48], а согласно переписи 2010 года их численность в стране увеличилась до 35,240 человек[49].
Верующие рутульцы исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб)[50]. По данным источников, рутульцы рано были обращены в ислам. На территории их проживания имеются множество куфических надписей, относящихся к XI—XIII векам. В частности, в рутульском селении Хнов обнаружена надгробная плита Магомеда ибн Асада, датируемая 675 годом, что является одним из наиболее ранних памятников мусульманской культуры на Кавказе[51]. По преданию жители Ихрека долго сопротивлялись принятию ислама, а около нынешнего лакского аула Аракула после появления здесь ислама ещё долгое время продолжало существовать селения Сиях, жители которого исповедовали иудаизм[31].
Ислам среди рутульцев спокойно уживался с пережитками древних народных верований. У рутульцев существуют святилища — уджагьабыр, являющиеся разновидностью кавказских пиров. Они существуют не только в рамках общерутульских, но и как внутритухумных святилищ[52]. Один из старейших пиров — пир XV века в Хнове[53].
Ислам суннитского начал распространяться среди рутульцев с VII века.
Наиболее ранние попытки арабов утвердиться в Дагестане относятся к VII веку, и на территории рутульцев они имели наибольший успех. Об этом свидетельствует самый ранний памятник мусульманской культуры на Кавказе — надгробная плита шейха Магомеда-ибн-Асада-ибн-Мугал, погребённого в Хине (Хнове) в 675 году[54].
О ранней исламизации рутулов свидетельствуют и самые ранние в горах Дагестана памятники строительной эпиграфики, найденные в некоторых селах рутулов. Это камень в стене здания мечети селения Лучек, на котором высечен текст хронографа на арабском языке, относящего утверждение ислама здесь к 128 году хиджры (то есть, 745/746 году)[55][56].
Другой камень с текстом хронографа сохранился в мечети селения Ихрек, в нём говорится «о восстановлении разрушенной мечети в 407 году хиджры»[57].
Говорят на рутульском языке, относящийся к лезгинский ветви нахско-дагестанских языков. Наиболее ему близки цахурский, крызский и будухский языки[58]. В рутульском языке выделяются четыре основных диалекта: собственной рутульский, шиназский, мухрекско-ихрекский и борчинско-хинавский[59]. Примечательно, что отличия в говорах наблюдается не только среди селений, но и внутри одного и того же селения. Например, в Рутуле жители квартала Ахе называют воду «гье», а жители квартала Фурахе — «гьед»; у первых ковёр именуется «кеден», а у вторых «хьеден» и так далее[60].
До революции рутульцы пользвались арабским письмом. После установление Советской власти в рамках языковой политики поднимался вопрос и о создании рутульской письменности. В постановлении 5-й Сессии ЦИК Дагестанской АССР 7-ого созыва сказано: «НКПросу и Институту Дагкультуры наметить ряд мероприятий по изучению возможности создания для мелких горских народностей (агульцы, рутульцы, дидоевцы) письменности и учебников на их родных языках», но впоследствии как пишет Лавров «создание рутульской письменности было признано нецелесообразным»[60]. 10 августа 1990 года вышло Постановление Совета Министров Дагестанской АССР о введении статуса письменности на базе кириллицы (русской графики) для агульского, цахурского и рутульского языков и утверждение алфавитов для этих языков[61]. В настоящее время рутульский язык имеет статус одного из государственных языков Республики Дагестан[62].
Все рутульцы двуязычны, большинство населения владеет тремя и более языками. Языками межнационального общения для рутульцев являются русский.
В 2006 году Семедовым С. А. и Джамаловым К. Э. выпущен рутульско-русский словарь (ихрекский диалект). Проф. Джамалов К. Э. является составителем грамматики рутульского языка на основе кириллицы.
С проникновением ислама широкое распространение получили арабская письменность и арабская литература, которые способствовали тому, что сами аборигены стали запечатлевать некоторые исторические сведения в различных хрониках, надгробных плитах, на строительных камнях, сооружаемых в стенах мечетей и минаретов. Эти сведения и являются единственным «архивом» исторического прошлого всех народов Дагестана.
В этом отношении особенно отличался Самурский округ, который называли «центральным пунктом арабской колонизации в Дагестане»[63][64][65].
Это сказалось на распространении арабских надписей, сделанных куфическим письмом. Л. И. Лавров называет верховье р. Самур, где проживают рутульцы, «самым богатым на Кавказе районом распространения куфических надписей»[66]. Такое обилие куфических надписей на сравнительно небольшой территории, населённой рутульцами, доказывает, что «там [на территории рутульцев] преимущественно и скорее, чем где-либо, принялся и привился арабский элемент, привнесённый туда последователями пророка (с. А.а.в.), что эпохой процветания его должно считать конец XII и начало XIII вв.»[67]
Основные занятия — животноводство (отгонное овцеводство и разведение крупного рогатого скота) и пашенное земледелие. Возделываемые культуры — рожь, яровая и озимая пшеница, полба, ячмень, просо. Традиционные домашние промыслы — ковроткачество, сукноделие, производство шерстяной вязаной обуви, войлока, узорчатых носков, керамики без гончарного круга, обработка камня, меди, серебра и другое[68]. Село Шиназ ещё в средневековье славилось своим ремеслом. Шиназские ремесленники изготовляли оружие, кольчуги (дир), панцири (джавашин) и другие виды вооружения[69].
Рутульцы строили селения в труднодоступных местах. Частые войны и набеги врагов вынудили рутульцев для усиления обороноспособности возводить крепостные стены, сигнальные и оборонительные башни.
Традиционные жилища рутульцев:
Рутульская традиционная одежда похожа на одежду других народов южного Дагестана. Одежда мужчин: рубаха туникообразного покроя (ухун) с круглой окантовкой ворота и прямым вертикальным разрезом спереди, штаны с неширокими штанинами (баду), слегка приталенный бешмет (архалук) и черкеска северо-кавказского типа с газырями. Головной убор — папаха из длинноворсной овечьй шкуры (бармак), обувь — вязаные шерстяные сапоги с загнутыми вверх носками (кямашбыр) и кожаные постолы (келамбы). Верхняя одежда — распашной длинный халат — валжаг. В пограничных с Азербайджаном селениях — короткая, до бёдер, распашная кофта и длинная широкая юбка. Головной убор — мешкообразный наволосник (къациген) и сложенный треугольником платок. Обувь — вязаные узорчатые сапоги с загнутым вверх носком. В женской одежде присутствовали серебряные украшения[68].
Основная пища мучная и мясо-молочная. Выпекался хлеб нескольких видов из пресного и кислого теста. Наиболее распространённые блюда: гырц (пирог с мясом или травой), хинкал разных форм и размеров, гырцбыр (курзе), пицца, шашлык, плов, дулма (голубцы), просяная и толоконная каши, пироги с различными начинками[68].
У рутульцев развиты различные жанры фольклора: пословицы, поговорки, сказки, легенды, обрядовые песни, ашугская поэзия. Рутульские поэты и певцы известны своим творчеством далеко за пределами Рутульского района[68].
Преобладающей формой семьи у рутульцев была малая, хотя в XIX — начале XX веков сохранялись отдельные большие неразделенные отцовские семьи. Наиболее крупной родственной группой был тухум во главе с самым старым его членом. На совете глав отдельных семей тухума решались дела о разделе имущества, договаривались о браках и прочее[68].
Нахско-дагестанские народы | |
---|---|
Аваро-андо-цезские народы | аварцы • андийцы • ахвахцы • багулалы • бежтинцы • ботлихцы • гинухцы • годоберинцы • гунзибцы • каратинцы • тиндинцы • хваршины • чамалинцы • цезы (дидойцы) |
Лезгинские народы | агулы • арчинцы • будухцы • крызы • лезгины • рутульцы • табасараны • удины • хиналугцы • цахуры |
Даргинские народы | даргинцы • кайтагцы • кубачинцы |
Лакцы | лакцы |
Нахские народы (вайнахи) | аккинцы • бацбийцы • двалы? • галгай/ингуши • орстхойцы/карабулаки • нохчий/чечнцы (кистинцы, малхистинцы) |
Рутульцы.