РПКСН проекта 667БДРМ «Дельфин» | ||
---|---|---|
|
||
|
||
К-18 «Карелия», 1 января 1994 года | ||
Основные характеристики | ||
Тип корабля | РПКСН 2-го/3-го поколения |
|
Обозначение проекта | 667БДРМ «Дельфин» | |
Разработчик проекта | ЦКБМТ «Рубин» | |
Главный конструктор | С. Н. Ковалёв | |
Классификация НАТО | Delta-IV | |
Скорость (надводная) | 14 узлов | |
Скорость (подводная) | 24 узла | |
Рабочая глубина погружения | 320 … 400 м | |
Предельная глубина погружения | 550 … 650 м | |
Автономность плавания | 80 … 90 суток | |
Экипаж | 135 … 140 человек | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 11 740 т | |
Водоизмещение подводное | 18 200 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 167,4 м | |
Ширина корпуса наиб. | 11,7 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 8,8 м | |
Силовая установка | ||
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение |
4 носовых ТА калибра 533 мм Боекомплект (торпед): 12 533-мм торпеды САЭТ-60М, 53-65М, ПЛУР РПК-6 «Водопад» (SS-N-16 «Stallion») до 24 мин вместо части торпед. |
|
Ракетное вооружение | 16 баллистических ракет Р-29РМ или Р-29РМУ2 (класс. NATO — SS-N23-"Skiff") | |
ПВО | 4 … 8 ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла» | |
Изображения на Викискладе |
Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин» — серия советских атомных подводных лодок, изначально вооружённых баллистическими ракетами Р-29РМ (РСМ-54, SS-N-24), и впоследствии перевооружённых ракетами Р-29РМУ2 «Синева».
Содержание |
Проект 667-БДРМ (обозначение NATO — «Delta-IV») является дальнейшим развитием проекта 667БДР «Кальмар» и последней модификацией РПКСН второго поколения, плавно перетёкшего в третье поколение. Постановление правительства о разработке проекта вышло 10 сентября 1975 года.[1] Проект был разработан в ЦКБМТ «Рубин», генеральным конструктором проекта являлся С. Н. Ковалёв. В проекте использовались новые разработки в области вооружения, систем управления и обнаружения, средства снижения гидроакустических шумов. Широкое применение получили различные демпфирующие, виброизолирующие, звукопоглощающие устройства. Отрабатывались результаты исследований шумоизлучения различных корпусных конструкций. Впоследствии полученные результаты использовались при проектировании ТРПКСН проекта 941 «Акула».
Головной ракетоносец проекта 667БДРМ — К-51 «Верхотурье» — был заложен в феврале 1981 года на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске, спущен на воду в январе 1984 года, а в декабре 1984 года введён в строй. Всего в период с 1984 по 1990 год было построено 7 субмарин этого проекта, 6 из них находятся в составе ВМФ России, и одна — на переоборудовании. Все корабли были построены на заводе «Севмаш». Последним со стапелей сошёл K-407 «Новомосковск».
Проект имеет классическую для этого класса субмарин компоновку: двухвинтовая силовая установка, ракетные шахты за рубкой в специальном ограждении, выступающем из корпуса, горизонтальные рули размещены на рубке, торпедные аппараты — в носовой части.
По сравнению с лодками проекта 667БДР, «Дельфин» имеет увеличенную высоту ограждения ракетных шахт, увеличенные длины носовой и кормовой оконечностей корабля, диаметр прочного корпуса, диаметр лёгкого корпуса в районе 1-3 отсеков. Прочный корпус и межотсечные переборки изготовлялись с применением стали менее склонной к хрупкому разрушению[2].
Были применены новые пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Набегающий поток воды выравнивается специальным устройством. Поверхность корабля покрыта акустически-маскирующим материалом.
Новым основным оружием корабля стали межконтинентальные баллистические ракеты Р-29РМ (договорное обозначение РСМ-54, западное обозначение SS-N-23 «Skiff»), имеющие увеличенные дальность стрельбы (до 8 300 км и более), точность и радиус развода боевых блоков. Эти ракеты, и их модификация Р-29РМУ2 «Синева», сохранившая договорное обозначение РСМ-54, стали последними отечественными жидкостными МБР.
Подводный пуск может осуществляться на глубинах до 55 метров при скорости 6-7 узлов. Все ракеты могут быть запущены в одном залпе.[3]
Крейсеры проекта 667БДРМ относительно регулярно совершают походы и участвуют в учебных стрельбах. Как правило запуски осуществляются из акватории Баренцева моря, а целью служит специальный полигон Кура на Камчатке, расположенный несколькими сотнями километров к северу от Петропавловска-Камчатского.
В 1991 году на крейсере К-407 «Новомосковск» под командованием капитана 2 ранга С.В. Егорова были проведены специальные испытания (операция «Бегемот») с подготовкой и запуском всего боекомплекта в одном залпе (как при реальной боевой стрельбе). С крейсера К-407 «Новомосковск» были запущены 16 ракет Р-29РМ, весь боекомплект, с интервалом в 14 секунд. По словам очевидцев «лодка стреляла как автомат».[4] Запуск полного боекомплекта был повторён в 1998 году, когда на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39.[5] Лучший результат АПЛ «Огайо» — 4 ракеты Трайдент-2.
28 октября 2010 года произведён успешный пуск баллистической ракеты Р-29РМУ2 «Синева» (РСМ-54) с борта подводного ракетоносца К-117 «Брянск»[6].
20 мая 2011 года в 18 час. 50 мин. мск. с борта К-84 «Екатеринбург» был произведён успешный пуск модернизированной межконтинентальной баллистической ракеты Р-29РМУ2.1 «Лайнер»[7][8].
С лодок проекта 667БДРМ было осуществлено два запуска (в 1998 и в 2006 годах) на низкие околоземные орбиты искусственных спутников Земли. С «Новомосковска» ракетой-носителем «Штиль-1», созданной на базе боевой ракеты Р-29РМ, в июле 1998 года впервые в мире был запущен ИСЗ «Тубсат-Н», разработанный в Германии (старт был выполнен из подводного положения). Ведутся работы по созданию и более мощной морской ракеты-носителя «Штиль-2» с массой выводимой нагрузки, увеличенной со 100 до 350 кг.
Тактический номер | Строительный номер | закладка | спуск на воду | ввод в строй | подписание приемного акта после среднего ремонта[9][10] |
---|---|---|---|---|---|
К-51 «Верхотурье» | 379 | 23 февраля 1981 | 7 марта 1984 | 29 декабря 1984 | 25 декабря 1999 модернизируется |
К-84 «Екатеринбург» | 380 | 17 февраля 1982 | 17 марта 1985 | 30 декабря 1985 | на восстановлении с 2011 по 2014[11] |
К-64 (БС-64) | 381 | 18 декабря 1982 | 2 февраля 1986 | 23 декабря 1986 | на переоборудовании |
К-114 «Тула» | 382 | 22 февраля 1984 | 22 января 1987 | 30 октября 1987 | 12 января 2006 |
К-117 «Брянск» | 383 | 20 апреля 1985 | 8 февраля 1988 | 30 сентября 1988 | 11 февраля 2008 |
К-18 «Карелия» | 384 | 7 февраля 1986 | 2 февраля 1989 | 10 октября 1989 | 22 января 2010 |
К-407 «Новомосковск» | 385 | 2 февраля 1987 | 28 февраля 1990 | 27 ноября 1990 | 27 июля 2012 |
По состоянию на 2008 год РПКСН проекта 667БДРМ являются основой морской составляющей стратегической ядерной триады России. Корабли предыдущего проекта, 667БДР «Кальмар», снимаются с вооружения, а новейшие крейсера проекта 955 «Борей» ещё не вошли в состав флота.
БС-64 находится на переоборудовании. Остальные субмарины проходят или прошли средний ремонт и модернизацию на заводе «Звёздочка» в Северодвинске. «Тула», «Брянск», «Карелия» и «Новомосковск» уже прошли модернизацию, «Верхотурье» — завершает уже последующий ремонт и вернётся в строй к ноябрю 2012 года[12]. АПЛ К-84 «Екатеринбург», поставленная на ремонт с целью модернизации гидроакустического комплекса, 29 декабря 2011 года серьёзно пострадала при пожаре[13] и ремонтируется на Севмаше. Она вернётся в строй к июню 2012 года.[12]
Все действующие субмарины этого класса находятся в составе 31-й дивизии подводных лодок Северного флота и базируются в бухте Ягельная, порт приписки — Гаджиево.
Служба ракетоносцев проекта 667БДРМ продолжится по меньшей мере до 2011—2015 годов. Называются сроки службы до 2020 года.[14] Для поддержания их боевого потенциала на необходимом уровне военно-промышленная комиссия в сентябре 1999 года приняла решение о начале производства модернизированных ракет Р-29РМУ2. В связи с этим ведутся работы по оснащению «Дельфинов» новым ракетным комплексом Д-9РМУ2 «Синева»[15].
В октябре 2011 года завершилось испытание новой версии основного оружия кораблей — тема «Лайнер». Модифицированные ракеты Р-29РМУ2.1 получили усовершенствованную систему преодоления противоракетной обороны и возможность нести до 12 ядерных блоков малого класса. Данное перевооружение позволит продлить срок существования северо-западной группировки подлодок 667БДРМ до 2025—2030 года[16].
В 2012 году директор ЦС «Звёздочка» Владимир Никитин озвучил планы по восстановлению технической готовности ракетоносцев проекта 667БДРМ, благодаря чему срок их службы будет продлён с 25 до 35 лет[17], что соответствует началу вывода кораблей из состава флота в 2019 году.
941 «Акула» | «Огайо» | 667БДРМ «Дельфин» | «Вэнгард» | «Триумфан» | 955 «Борей» | |
---|---|---|---|---|---|---|
Внешний вид | ||||||
Годы постройки | 1976—1989 | 1976—1997 | 1981—1992 | 1986—2001 | 1989—2009 | 1996—2017 (план) |
Годы службы | 1981—2004 | 1981—н.в. | 1984—н.в. | 1993—н.в. | 1997—н.в. | с 2012 (план) |
Построено | 6 (1 в строю, 2 в резерве) | 18 (14 в строю) | 7 (4 в строю, 3 в ремонте) | 4 | 4 | 2 (10 планируется) |
Водоизмещение (т)надводное подводное |
23 200 48 000 |
16 746 18 750 |
11 740 18 200 |
15 900 |
12 640 14 335 |
14 720 24 000 |
Число ракет | 20 Р-39 | 24 Трайдент II | 16 Р-29РМУ2 | 16 Трайдент II | 16 М45 | 16 или 20 «Булава» |
Забрасываемый вес (кг) · дальность (км) | 2550 · 8250 | 2800 · 7400 ? · 11300 |
2800 · 8300 ? · 11547 |
2800 · 7400 ? · 11300 |
? · 6000 | 1150 · 8000 |
Шумность подводных лодок проекта 667БДРМ «Дельфин» при скорости 4-8 узлов в диапазоне частот 5−1000 Гц составляет 100—120 Дб на 1 Па при расстоянии 1 м.[18]
При патрулировании в Баренцевом море АПЛ 667БДРМ обнаруживается лодкой типа «Лос-Анджелес» на дистанции до 30км (при полном штиле (8 % времени года)), в обычных условиях (92 % времени года) станция AN/BQQ-5 обнаруживает АПЛ «Дельфин» на дальностях не более 10км[19]
Предшествующая модификация:
Проекты атомных подводных лодок с баллистическими ракетами ВМФ СССР и России | ||
---|---|---|
1-е поколение | 658-658M-658T-658У • 701 | |
2-е поколение | 667А-667АУ «Навага» • 667Б «Мурена» • 667БД «Мурена-М» • 667БДР «Кальмар» • 667БДРМ «Дельфин» | |
3-е поколение | 941 «Акула» | |
4-е поколение | 955 «Борей» |
Проект 667БДРМ.