Песнь Пресвято́й Богоро́дицы («Честне́йшая», Пѣснь Пресвяты́я Богородицы), Песнь Богородицы — песнопение православной утрени, предшествующее 9-й песни канона. Составлена на текст хвалебной песни Девы Марии (Лк.1:46—55), с прибавлением припева «Честнейшую херувим…» к каждому стиху, откуда получила своё второе, наиболее употребительное название — «Честнейшая».
У католиков и протестантов распев тех же стихов Писания (без какого-либо припева) именуется магнификатом.
Молитва-величание «Честнейшую херувим и сла́внейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем», ставшая припевом к Песни Богородицы, была составлена преп. Космой Маюмским[1].
Песнь Пресвятой Богородицы вместе с пророчеством Захарии (Лк.1:63—79) составляют 9-ю библейскую песнь. Особенностью 9-й библейской песни является то, что её первая часть (то есть Песнь Богородицы) поётся вместе с припевами «Честнейшую херувим…», и только вторая (пророчество Захарии) — с тропарями 9-й песни канона[2]. При этом Песнь Богородицы поётся перед 9-й песнью канона всегда, то есть и в тех случаях, когда тропари 9-й песни канона (согласно современной сокращённой практике) читаются без библейской песни (с краткими молебными припевами).
Содержание |
Транскрипция русским алфавитом:
«Честнейшая» поётся «на два лика» (хора), то есть антифонно. Богослужебное указание гласа «Честнейшей» имеется только в Минее 1 сентября, на праздник (церковного) Новолетия («Начало индикта, сирѣчь новаго лѣта») , где её предписано петь на 6-й глас и «велегласно» (громко)[3]. В современной практике это гласовое указание не соблюдается: обычно «Честнейшую» поют напевом ирмоса гласа канона, или иным напевом (самогласным). Во многих храмах «Честнейшую» поют общинно (вместе с народом).
На 8-й и 9-й песни канона утрени диакон совершает каждение алтаря и всего храма. Покадив св. престол и алтарь, диакон, к началу катавасии 8-й песни, выходит северной дверью из алтаря, совершает каждение царских врат, правой стороны иконостаса и встаёт у иконы Божией Матери. По окончании катавасии, кадя икону Богородицы, диакон возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех [или: песньми] возвеличим»[4], и лики (хоры) начинают пение «Честнейшей».
Далее диакон кадит левую сторону иконостаса, клироса́, народ (молящихся в храме) и весь храм, затем, поднявшись на солею, вновь кадит царские врата, иконы Спасителя и Богородицы, и возвращается южной дверью в алтарь[5].
Глава 20 Типикона «О еже когда поется Честнѣйшую, и когда не поется», гласит[6]:
Подобаетъ вѣдати: яко всегда поется Честнѣйшую: въ недѣляхъ всего лѣта[7] и въ предпразднствахъ, и попразднствахъ, и въ седмичныя дни. Не поется же Честнѣйшая во владычнихъ и богородичныхъ праздникахъ, еже есть, на Рождество Богородицы, и на отданіе праздника ея. На Воздвиженіе Честнаго Креста, и на отданіе его. На Введеніе Богородицы, и на отданіе его. На Рождество Христово, и на утріе, и на отданіе его. На Обрезаніе Господне, и въ память Великаго Василія. На Богоявленіе Господне, и на утріе, и на отданіе его. Въ Память во святыхъ отецъ нашихъ, и великихъ іерарховъ, Василія Великаго, Григорія Богослова, и Іоанна Златоустаго. На Срѣтеніе Господне, и на отданіе его. На Благовѣщеніе. От субботы праведнаго Лазаря, до недѣли Θомины, во всѣхъ недѣляхъ Пятьдесятницы, кромѣ Недѣли Святыхъ Отецъ. Въ преполовеніе Пятьдесятницы, и на отданіе его. Въ среду, предъ Вознесеніемъ. На Вознесеніе, и на отданіе его. На Сошествіе Святаго Духа, и на утрени въ понедѣльникъ, и на отданіе его. На Преображеніе, и на отданіе его. На Успеніе Богородицы, и на отданіе его. Точію аще [только если] случится праздникъ, или отданіе праздника коего въ недѣлю: и тогда поется Честнѣйшую.
На службах господских и богородичных праздников и их отданий (кроме отдания Пятидесятницы)[8], когда «Честнейшая» не поётся, на 9-й песни канона вместо неё (и пророчества Захарии) поются особые «припевы праздника», первый из которых обычно возглашается диаконом (вместо возгласа «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим»). Например, в праздник Рождества Богородицы диакон возглашает первый припев: «Величай, душе́ моя, преславное рождество Божия Ма́тере», а в праздник Преображения Господня: «Величай, душе́ моя, на Фаво́ре преобразившагося Господа».
Среди известных (и иногда употребляемых в современной богослужебной практике Русской Православной Церкви) авторских композиций на текст «Величит душа моя Господа» («Честнейшей») — произведения
Среди современных композиторов, создавших произведения на этот текст — митрополит Иларион (Алфеев) (№ 13 в составе «Всенощного бдения», 2006).
Песнь Богородицы (Честнейшая).