«Окунь» | ||
---|---|---|
|
||
История корабля | ||
Государство флага | Россия, РСФСР | |
Порт приписки | Либава, Ревель | |
Спуск на воду | 1904 | |
Выведен из состава флота | 1925 | |
Современный статус | разделана на металл | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | малая подводная лодка | |
Обозначение проекта | тип «Касатка» | |
Скорость (надводная) | 8,5 узлов | |
Скорость (подводная) | 5,5 узлов | |
Предельная глубина погружения | 50 метров | |
Автономность плавания | 600 миль на 6,5 узлах надводная, 35 миль на 3 узлах подводная | |
Экипаж | 24 человека | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 140 т | |
Водоизмещение подводное | 170 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 33,53 м | |
Ширина корпуса наиб. | 3,66 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 3,28 м | |
Силовая установка | ||
2 бензиновых двигателя «Панар» по 60 л.с., 1 электромотор 100 л.с. | ||
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение |
4 х 457-мм бортовых рамочных ТА системы Джевецкого. | |
Изображения на Викискладе |
«Окунь» — российская подводная лодка типа «Касатка», входившая в состав флота в 1908—1925 годах.
Содержание |
Миноносец был заложен в 1904 году, чуть позже кораблю было присвоено имя «Окунь», и его зачислили в состав Балтийского флота. Спуск на воду состоялся осенью 1904 года, тогда же были произведены переделки — установка средней рубки и увеличение горизонтальных рулей. В 1906 году «Окунь» переклассифицирован в подводную лодку, в 1908 году — окончательно вошёл в строй и зачислен в Учебный отряд подводного плавания, дислоцировавшийся в Либаве.
В 1908—1910 годах использовалась как учебная. В 1910 году лодка перечислена в отряд подводного плавания, в 1911 году прошла капитальный ремонт с установкой 160-сильного дизеля вместо двух бензомоторов. В 1912 году на лодке был установлен прибор подводной передачи сигналов конструкции Ниренберга.
С 1914 года «Окунь» снова переведён в учебный отряд. Во время Первой мировой войны базировался на Мариэхамн и Або, нёс прибрежную дозорную службу, совершил 7 кратковременных боевых походов.
В ночь на 21-22 мая 1915 года «Окунь» обнаружил группу из трёх немецких броненосных крейсеров с миноносцами охранения. Пройдя под охранением, ориентируясь по шуму винтов, подвсплыл под перископ и произвёл атаку полным залпом из четырёх торпед. Миноносец G-135 погнул перископ уходящей после атаки на глубину лодке, торпедных попаданий не было, однако отряд отказался от прорыва в Рижский залив и начал возвращение на базу. За эту атаку весь экипаж был награждён Георгиевскими крестами IV степени.
В походе 14-16 июня того же года «Окунь» безуспешно атаковал тремя торпедами немецкий крейсер «Бремен», тем самым заставив его выйти из боя. За атаку командир В. А. Меркушев был награждён георгиевским оружием.
К осени 1917 года корабль нуждался в капитальном ремонте, перешёл в Петроград, осенью 1918 года поднята на гинях спасательного судна «Волхов» («Коммуна») и отремонтирована, после чего отправлена по железной дороге на Каспий. В 1919—1920 годах совершил переход по Волге из Астрахани в Нижний Новгород и обратно. Из-за мелководья остался на зимовку близ Казани. В середине 1920 года, после завершения боевых действий на Каспии, направлен на Чёрное море, однако так туда и не прибыл. В 1922 году сдан в порт Баку на хранение, в 1925 году был списан и разделан на металл.
Окунь (подводная лодка).