Vdvanr.ru

Проект Полиграфия

Амазонки

Битва греков с амазонками
Геракл и амазонки

Амазонки (др.-греч. ἀμαζόνες — этимология достоверно неизвестна[1], ) — в древнегреческой мифологии народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство. Для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой легенде — попросту убивали), девочек же оставляли у себя и воспитывали из них новых амазонок.

Название «амазонки» в античности толковали как «безгрудые» — согласно мифам, амазонкам в раннем возрасте прижигали одну из грудей, чтобы та впоследствии не росла и таким образом не мешала стрелять из лука.


Содержание

Описание

Согласно мифу, амазонки жили на побережье Чёрного моря, при реке Фермодонт и близ реки Ирис, сейчас Ешильырмак. Историк А. Б. Снисаренко считает, что ареал обитания амазонок практически совпадал с контурами турецких вилаетов Амасия, или Амазья, и что, возможно, этот топоним хранит следы названия легендарного племени, и Самсун («Курс — Море Мрака»). Отсюда они предпринимали свои походы в Азию. Ими, согласно преданию, построены Эфес, Смирна и другие города.

Уже Гомер упоминает о войнах Беллерофонта и фригийцев с амазонками. Царица их Ипполита (по другим рассказам, Антиопа) была убита Гераклом, которому Еврисфей поручил отнять у неё пояс. Во время этого похода Тесей расположил к себе Антиопу, вследствие чего амазонки вторглись в Аттику. В «Жизнеописаниях» Плутарх со ссылкой на Гелланика рассказывает о том, как амазонки, переправившись по льду через Боспор Киммерийский, пошли покорять Аттику, когда там правил Тесей, и после неудачной четырёхмесячной войны возвратились на родину [2].

Кроме того, они под начальством своей царицы Пенфесилии выступили против греков, на помощь троянскому царю Приаму. В позднейших сказаниях упоминается о царице амазонок Фалестре, посетившей Александра Македонского, чтобы иметь от него детей (см. Женщины Александра Великого).

Миф об амазонках вошёл не только в эпическую поэзию, но и стал предметом образовательного греческого искусства. Самые замечательные греческие художники древности, например, ваятель Фидий Поликлет, живописец Микон и другие изобразили амазонок в статуях, рельефах и картинах (битвы амазонок, приключения Тесея с амазонками и пр.). Сохранились античные подражания статуям великих мастеров, рельефы из Галикарнаса, изображения на вазах и пр. На них амазонки предстают в идеально красивых формах женщин с обеими грудями, но с весьма развитыми мускулами.

Амазонки считали своей богиней-покровительницей Артемиду, как воплощение женщины-воина.

Споры о том, были ли амазонки на самом деле, продолжаются до сих пор. В пользу версии о существовании племени женщин-воительниц говорит тот факт, что амазонки присутствуют на множестве античных изображений, причем как вместе с мифическими, так и с реальными историческими персонажами. Многие историки считают, что опровержению факта существования амазонок поспособствовали лишь огромное количество мифов, которыми окружили их. Вышеупомянутое вторжение амазонок в Аттику также изображено на древних рисунках. Сторонники теории существования амазонок отмечают, что последнее историческое упоминание амазонок относится к периоду правления Александра Македонского, после этого след амазонок теряется. Кроме того, на территории Украины и в других местах, где предположительно жили амазонки, не так давно были найдены захоронения женщин, в которых покоились луки, стрелы и дротики. Однако в подобных погребениях полностью отсутствовали останки мечей, боевых топоров и прочего оружия ближнего боя, за исключением ритуальных кинжалов, что указывает на аристократическое происхождение погребенной или её статус жрицы, а также отсутствие защитных приспособлений и доспехов, что указывает на то, что женщины, как и подростки, могли помогать начинать сражение путем обстрела противника с безопасного расстояния и затем уходили за основную массу войска, состоявшего из мужчин.[3]

Список амазонок

  • Агава. Амазонка [4].
  • Алкибия (en:Alcibie). Амазонка, спутница Пенфесилеи [5]. Убита Диомедом [6].
  • Алкиппа. Амазонка. Дала обет навсегда оставаться девой, убита Гераклом [7].
  • Амазоя. По анонимному алфавитному объяснению к Гомеру, мать амазонок [8].
  • Андромаха. «Мужеборная». Это имя часто носят амазонки (надписи на вазах) [9].
  • Антандра (en:Antandre). Амазонка, спутница Пенфесилеи [10]. Убита Ахиллом [11].
  • Антианира.
  • Антиброта (en:Antibrote). Амазонка, спутница Пенфесилеи [5]. Убита Ахиллом [11].
  • Антиопа (амазонка).
  • Арето (en:Areto). Амазонка, спутница Ипполиты. Вместе с Пантаристой и Ифито победили спутников Геракла.
  • Астерия. Амазонка. Убита Гераклом в бою [7].
  • Бремуса (en:Bremusa). Амазонка, спутница Пенфесилеи [10]. Убита Идоменеем [12].
  • Гармония. Нимфа, возлюбленная Ареса, родила от него амазонок [13].
  • Гармофоя. Амазонка, спутница Пенфесилеи [14]. Убита Ахиллом [15].
  • Гарпа. Амазонка, участница битвы скифов и колхов. Убита Гесандром [16].
  • Гиппо. Амазонка. Первая жрица Артемиды в Эфесе, когда была поставлена её деревянная статуя у дуба. Отвергла танец перед алтарем и наказана [17].
  • Гиппофоя. Амазонка [4]. Спутница Пенфесилеи [14]. Убита Ахиллом [11].
  • Главка. Амазонка [4]. Имя матери Ипполита (по версии).[18] См. Ипполита.
  • Грина. Амазонка, основательница города Гриней. В неё был влюблен Аполлон, она бросилась от него в море [19].
  • Деримахия. Амазонка, спутница Пенфесилеи [5]. Убита Диомедом [6].
  • Дериноя. Амазонка, спутница Пенфесилеи [20]. Убита Эантом Оилидом [21].
  • Деянира. Амазонка. Убита Гераклом в бою [7].
  • Диоксиппа. Амазонка [4].
  • Евандра. (Эвандра.) Амазонка, спутница Пенфесилеи [10]. Убита Мерионом [22].
  • Евриала. Амазонка в войске Ээта [23].
  • Еврибия.[24] Амазонка. Сопутствовала на охоте Артемиде. Убита Гераклом в бою [7].
  • Еврипила. Согласно Арриану, амазонка, некогда атаковавшая ассирийцев [25].
  • Ипполита (Гипполита). Царица амазонок
  • Ифинома. Амазонка [4].
  • Ифито (en:Iphito). Амазонка, сражалась против Геракла и его капитанов Теламона, Тесея и Тиамида, чтобы отомстить за смерть Ипполиты.
  • Келено. Амазонка. Сопутствовала на охоте Артемиде. Убита Гераклом в бою [7].
  • Кима. Амазонка, именем которой назван город в Эолиде [26].
  • Климена. Амазонка [4].
  • Клония. Амазонка, спутница Пенфесилеи [20]. Убила ахейца Мениппа. Убита Подарком [27].
  • Ксанфа. Амазонка [4].
  • Лампето. Царица амазонок [28].
  • Лаомаха. Амазонка [4].
  • Латория. Амазонка, её именем названа деревушка близ Эфеса [29].
  • Лика. Амазонка, участница битвы скифов и колхов. Убита Гесандром [30].
  • Лисиппа. Первая амазонка.
  • Марпа. Амазонка. Убита Гераклом в бою [7].
  • Марпесия. (Марпесса.) Царица амазонок, дочь Арея, мать Синопы. Её войско перебито варварами Азии [31]. См. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека II 45, 1-5 (без имени).
  • Меланиппа.[32] Амазонка. Дочь Ареса, сестра Ипполиты [33]. По некоторым, имя Ипполиты [34]. См. Ипполита. Либо пленница Геракла, выкупом за которую стал пояс царицы Антиопы [35].
  • Мениппа. Амазонка, участница битвы скифов и колхов. Убита Гесандром [36].
  • Мирина[37] Амазонка, её называли «легконогой» из-за быстроты управления колесницей[38]. Её курган упоминает Гомер: боги называют его могилой Мирины, а люди Батиеей[39].
  • Молпадия. Амазонка. Согласно афинянам, когда амазонки напали на Афины, Мольпадия убила Антиопу, а сама была убита Тесеем [40].
  • Окиала. Амазонка [4].
  • Орифия. Царица амазонок, сестра Антиопы. Возглавила поход на Афины [41].
  • Отрера.
  • Пантариста (en:Pantariste). Амазонка. Убила капитана Тиамида.
  • Пенфесилея.
  • Полемуса. Амазонка, спутница Пенфесилеи[20]. Убита Ахиллом [11].
  • Полидора. Амазонка[4].
  • Профоя. Амазонка. Семикратно побеждала вызванных ею на поединок противников. Убита Гераклом в бою[42].
  • Синопа (en:Sinope (mythology)). Амазонка, дочь Марпессы, девственница[43] (о другой версии см. Синопа). См. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека II 46, 1-3 (без имени)
  • Смирна. Амазонка, властительница Эфеса. От неё назван город[44].
  • Текмесса. Амазонка. Убита Гераклом в бою[7].
  • Фалестрида (Талестрида) (en:Thalestris). Царица амазонок, посетившая Александра Великого[45].
  • Феба[46]. Амазонка. Сопутствовала на охоте Артемиде. Убита Гераклом в бою [7].
  • Фермодоса. Амазонка, спутница Пенфесилеи[47]. Убита Мерионом[22].
  • Фесеида. (Тесеида.) Амазонка[4].
  • Филиппида. Амазонка. Убита Гераклом в бою[42].
  • Фоя. (Тоя.) Амазонка, участница битвы скифов и колхов. Убита Гесандром[48].
  • Эгея (en:Aegea). Царица амазонок, от которой названо Эгейское море.
  • Элла (Аэлла). Амазонка. Убита Гераклом в бою[42].
  • Эния (en:Ainia). Амазонка, одна из 12 спутниц Пенфесилеи.
  • Эрибея. Амазонка. Доблестна в ратных делах. Убита Гераклом в бою[42].

Происхождение мифов об амазонках

Источник мифов об амазонках очень древний, уходящий корнями в Минойскую цивилизацию. Интересен тот факт, что покровительницей амазонок является богиня Артемида. Культ Артемиды перекочевал с Крита на материковую Грецию и продолжил свое существование в греческой культуре. Образы амазонок-мужеубийц (ἀνδροκτόνοι, по Геродоту), связываются непосредственно с культом двух убийственных божеств - Ареса, «бога женщин» (ϑεὸς γυναικῶν), как Дионис, и мужегубительницы Артемиды, постоянно мыслимой спутницы и как бы женской половины Диониса, — тех двух радующихся на человеческие жертвы божеств, которые, по свидетельству Геродота, чтились наравне с хтоническим Дионисом дионисическими фракийцами. Арес и Дионис кажутся только аспектами одной и той же страшной и вырастающей из подземного, загробного сумрака силы, Артемида — её женскою ипостасью. Тогда как перед идолом Артемиды в Спарте истязают розгами эфебов (юношей), перед изваянием Диониса в Алее бичуют девушек; бичевание же в означенных культах было заменой человеческих жертв. Согласно русскому историку Вячеславу Иванову [49], Дионисов культ воскрешает пред нами те первобытные состояния человеческой души и человеческого общества, когда женщины убегали сонмами в горы, спасаясь от преследования мужчин, когда нападение и защита принимали формы исступленных боев и кровавых истреблений. Дионисов культ является, по преимуществу, женским культом мужского начала: пафос этой религии не может бытъ иным, чем пафосом женского отмщения и мужеубийства.

Женские оргиастические движения были иногда, по всей вероятности, действительными походами, воинственными выселениями. Мэнады приходят с Дионисом в Фивы издалека, из Фригии, по Эврипиду. Аргивское предание помнит, что Дионис пришёл в Аргос из-за моря с исступленными женщинами и что аргивяне под предводительством Персея оказали им вооруженное сопротивление.

Амазонки локализуются преимущественно в Малой Азии (древнейший культ Диониса, по мифу, также один у родственных фракийцев и фригийцев), но они же являются и прямо фракийскими женщинами, «говорящими по-фракийски». Их отношение к Артемиде делает их как бы сонмом, или фиасом, мужененавистнических подруг и сверстниц Артемиды (по Диодору, они — участницы охоты богини), — сонмом, в котором с точностью отражается фиас дев-Дионисиад. Амазоны — девы двойного топора, знакомого нам как символ Дионисический. Их имена, как Меланиппа, Антиопа, Пенфесилея, Молпадия, имеют Дионисический характер. По эфесскому мифу, они ищут защиту у Диониса, и они же им побеждаемы. Они представляются охваченными исступлением, ведущими ночные хороводы, наконец родственными Гиадам, нимфам Диониса. Так, ряд характеристических черт, некоторые из которых во всяком случае черты исконные, позволяет усмотреть в них как бы разновидность мэнад.

Амазонки в искусстве

В кино

Примечания

  1. Chantraine P. Dictionnaire étymologique de la langue grecque. Histoire des mots. Paris, 1968. P. 69
  2. Плутарх, Тесей, 26
  3. Тороп С. О. Скифские воительницы (см. ссылки)
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Гигин. Мифы 163
  5. 1 2 3 Квинт Смирнский. После Гомера I 52
  6. 1 2 Квинт Смирнский. После Гомера I 344—353
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 16, 3
  8. Вестник древней истории. 1947. № 1. С.285
  9. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.81
  10. 1 2 3 Квинт Смирнский. После Гомера I 50
  11. 1 2 3 4 Квинт Смирнский. После Гомера I 725
  12. Квинт Смирнский. После Гомера I 327—335
  13. Аполлоний Родосский. Аргонавтика II 983
  14. 1 2 Квинт Смирнский. После Гомера I 51
  15. Квинт Смирнский. После Гомера I 726
  16. Валерий Флакк. Аргонавтика VI 376
  17. Каллимах. Гимны III 237—239, 267
  18. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 2
  19. Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия IV 345 // Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996. С.292; Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.427
  20. 1 2 3 Квинт Смирнский. После Гомера I 49
  21. Квинт Смирнский. После Гомера I 342—343
  22. 1 2 Квинт Смирнский. После Гомера I 336—341
  23. Валерий Флакк. Аргонавтика V 610; VI 371
  24. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.565
  25. Арриан, фр.48 Мюллер // Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996. С.300
  26. Страбон. География XIII 3, 6 (стр.623)
  27. Квинт Смирнский. После Гомера I 310—316
  28. Юстин. Эпитома Помпея Трога II 4, 12
  29. Афиней. Пир мудрецов I 57, 31 d, ссылка на Алкифрона из Меандра
  30. Валерий Флакк. Аргонавтика VI 374
  31. Юстин. Эпитома Помпея Трога II 4, 12-16
  32. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.134
  33. Аполлоний Родосский. Аргонавтика II 959
  34. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э I 16
  35. Юстин. Эпитома Помпея Трога II 4, 25
  36. Валерий Флакк. Аргонавтика VI 377
  37. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.153
  38. Страбон. География XII 8, 6 (стр.573)
  39. Гомер. Илиада II 813
  40. Павсаний. Описание Эллады I 2, 1; Плутарх. Тесей 27
  41. Юстин. Эпитома Помпея Трога II 4, 20.26-30
  42. 1 2 3 4 Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 16, 2
  43. Юстин. Эпитома Помпея Трога II 4, 17
  44. Страбон. География XIV 1, 4 (стр.633)
  45. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека XVII 77; Страбон. География XI 5, 4 (стр.505); Юстин. Эпитома Помпея Трога XII 3, 5; Курций Руф. История Александра Великого VI 5, 24-32
  46. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.81
  47. Квинт Смирнский. После Гомера I 53
  48. Валерий Флакк. Аргонавтика VI 375
  49. Иванов В. Культ Диониса. Его происхождение и влияние. РВБ: Вяч. Иванов. Прижизненные издания. (см. ссылки)

См. также

Литература

  • Грудь женская! Души застывший вздох (Цветаева)

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Амазонки
  • Амазонки, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Амазонки, в литературе // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • В.Иванов, Религия Диониса. Ее происхождение и влияние. РВБ: Вяч. Иванов. Прижизненные издания.
  • Плетнёва С. А. «Амазонки» как социально-политическое явление
  • Скрипник Т.A. Амазонки в античной традиции
  • А. Тахо-Годи. Амазонки; Геродот об амазонках
  • НАРТСКИЕ АМАЗОНКИ И САРМАТСКИЙ «МАТРИАРХАТ»
  • Курганы амазонок
  • М. В. Скржинская, АМАЗОНКИ И АРИМАСПЫ в античной литературе и изображениях на памятниках искусства из Северного Причерноморья, ИНДОЕВРОПЕЙСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ И КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ-VIII, СПб:Наука, 2004
  • Тороп С. О. Скифские воительницы
  • Пономарев В. Амазонки и их место в античной историографии
  • Статья в National Geographic


Амазонки.

© 2012–2023 vdvanr.ru, Россия, Ангарск, ул. Попова 64, +7 (3951) 07-85-92