Vdvanr.ru

Проект Полиграфия

Альтернативная история

Перейти к: навигация, поиск

Альтернати́вная исто́рия (АИ) — жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история в один из своих переломных моментов (точек бифуркации, или точек развилки) пошла по другому пути. Не следует путать данный литературный жанр с альтернативными историческими теориями, которые предлагают считать картину прошлого, изображаемую исторической наукой, частично или целиком ошибочной.

Особенности жанра

В произведениях, созданных в жанре альтернативной истории, непременным элементом сюжета является изменение хода истории в прошлом (относительно времени создания произведения). По фабуле произведения, в некоторый момент прошлого по какой-либо причине, либо случайно, либо в результате вмешательства внешних сил, например, пришельцев из будущего, происходит что-то отличное от происходившего в реальной истории. Случившееся может быть связано с широко известными историческими событиями или историческими личностями, а может казаться, на первый взгляд, малозначительным. В результате этого изменения происходит «разветвление» истории — события начинают развиваться по другому пути. В мире с изменённой историей и происходит действие. Оно может проходить в любое время — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, но на происходящие события существенным образом влияет факт изменения истории. В одних случаях описываются события, связанные с самим «разветвлением», в других изложение фокусируется на ситуациях, необычных в силу изменения реальности, в третьих основной темой становятся попытки героев с помощью путешествия во времени вернуть историю в изначальное русло, вторично изменить её в другом направлении или, наоборот, «закрепить» изменённую реальность.

В некоторых произведениях вместо или вместе с идеей перемещения во времени используется идея параллельных миров — «альтернативный» вариант истории реализуется не в нашем мире, а в параллельном, где история идёт другим путём. Такая трактовка позволяет устранить известный логический парадокс путешествия во времени, называемый иногда «парадоксом убитого дедушки».

История жанра

Основоположником жанра альтернативной истории считается римский историк Тит Ливий, описавший возможную историю противостояния Рима и империи Александра Македонского, предположив, что Александр не умер в 33 года, а продолжил жить и править своей империей.

Политическая карта мира из книги «В присутствии моих врагов» Гарри Тертлдава — Страны Оси победили во Второй мировой войне

Поджанры и родственные жанры

  • Криптоистория — разновидность альтернативной истории. Криптоистория изображает реальность внешне не отличающейся от обычной истории, но показывающей участие в исторических процессах неких иных сил (пришельцев, магов и т. п.), либо описывает как якобы состоявшиеся события, оставшиеся неизвестными.
  • Контрфактическая история (англ.) — основана на допущении исторических событий, прямо противоположных реальным.
  • Альтернативная биохимия
  • Альтернативная география — предполагает иное развитие истории, исходя из допущения, что у Земли другая география.
  • Постапокалиптика — жанр, посвящённый описанию цивилизаций, переживших тяжёлый катаклизм (ядерную войну, экологическую катастрофу, эпидемию). Близок к жанру антиутопии.
  • Стимпанк — жанр, посвящённый описанию обществ, находящихся на уровне технологий XIX—начала XX века.
  • Дизельпанк — жанр, посвящённый описанию обществ, находящихся на уровне технологий 20—50 годов XX века.

Принято отделять от чистой альтернативной истории романы о попаданцах, где герой, случайно провалившийся во времени, занимается перестройкой исторической реальности, используя свои знания о технологиях будущего и путях развития истории.[источник не указан 637 дней] Нечто подобное также описывают хронооперы, в которых путешествие во времени — заранее спланированный процесс.

Известные авторы и произведения жанра

Литература

Художественная литература

Премия Sidewise Award for Alternate History (англ.) вручается за лучшее произведение в жанре альтернативной истории.

Наиболее известные образцы

Документальная литература

Варианты иного исхода исторических событий, выполненные в основном профессиональными историками.

  • «История Рима», Кн. IX, 17-19).
  • Если бы Александр не умер тогда…», «Если бы Филипп и Артаксеркс уцелели…»
  • Роберт Фогель. «Железные дороги и рост американской экономики: эссе по эконометрической истории». Как развивались бы США в 1830—1890-х, если б вместо железных дорог продолжали использовать только дилижансы и пароходы.
  • Если бы в конце XV века Новгород одержал победу над Москвой».
  • Сб. Пламя «холодной войны»: Победы, которых не было = Cold War Hot:Alternative Decisions of the Cold War / под ред. Питера Цуроса, пер. Ю.Яблокова. — М.: АСТ, Люкс, 2004. — 480 с. — (Великие противостояния). — 5000 экз. — ISBN 5-17-024051.
Вторая мировая война
  • Кеннет Макси. Вторжение, которого не было [на Британские острова] = Kenneth Macksey. Invasion: The Alternate History of the German Invasion of England, July 1940. (1980) / пер. Т.Велимеева, отв. ред. С.Переслегин. — М., СПб.: АСТ, Терра Фантастика, 2000. — 560 с. — (Военно-историческая библиотека). — 10 000 экз. — ISBN 5-17-003163-7.
  • Упущенные возможности Гитлера = Kenneth Macksey. The Hitler Options: Alternate Decisions of World War II. (1995) / пер. и отв. ред. С.Переслегин. — М., СПб.: АСТ, Терра Фантастика, 2000. — 544 с. — (Военно-историческая библиотека). — 10 000 экз. — ISBN 5-17-003162-9.
  • Сб. Победы Третьего рейха: Альтернативная история Второй мировой войны = Third Reich Victorious. The Alternate History of How the Germans Won the War. (2002) / под ред. Питера Цуроса, пер. М.Борисова. — М.: АСТ, Астрель, 2004. — 378 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-014717-1.
  • Сб. Победа Восходящего Солнца = Rising Sun Victorious. The Alternate History of How the Japanese Won the Pacific War. (2001) / под ред. Питера Цуроса. — М.: АСТ, Ермак, 2004. — 480 с. — (Военно-историческая библиотека). — 5000 экз. — ISBN 5-17-014717-1.
  • Вторая мировая война между Реальностями / авторская редакция. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 544 с. — (Великая Отечественная: Неизвестная война). — 5000 экз. — ISBN 5-699-15132-X.

Исследования

  • Иван Лабазов. «Альтернативная история в Сети»
  • Алексей Бочаров. «Проблема альтернативности исторического развития.» Кандидатская диссертация
  • А. Бочаров. «Альтернативная история в контексте естественнонаучной парадигмы» // Фигуры истории, или «общие места» историографии. СПб., 2005, с. 7-18
  • Артём Гуларян. «Жанр альтернативной истории как системный индикатор социального дискомфорта»
  • Габриэль Дэвид Розенфельд. «Мир, где Гитлера не было» (англ. The world Hitler never made) — научное исследование 2005 года. Победа нацистов во Второй мировой войне, побег Гитлера в джунгли Латинской Америки и проч. — каковы причины распространения и актуализации подобных вопросов в западной массовой культуре? Исследуя большое количество западных романов, фильмов, телепрограмм, игр, комиксов, академических эссе за послевоенное время, автор показывает эволюцию памяти о Третьем рейхе и усматривает в этом ряд опасностей для общества.

Телевидение

  • Сериал «Скользящие» (англ. Sliders) — фантастический телесериал 1995—2000 гг. о путешествиях в параллельные миры, в которых история пошла по другому, чем в нашем, пути, благодаря изобретению молодого физика, который в ходе исследования гравитации создал устройство, позволяющее перемещаться («скользить») между мирами.
  • «Другой человек» (англ.) — телефильм 1964 г. с сюжетом о сдавшейся Третьему Рейху после масштабных бомбардировок Великобритании, в которой действует марионеточный полурабовладельческий режим нацистов.
  • "Короли" - сериал 2011 г., в котором библейские события переложены на язык современности и происходят в вымышленном королевстве Гильбоа.
  • «Дворец» — южнокорейский телесериал (2006), в котором в середине XX в. в Корее была восстановлена конституционная монархия.
  • Детский сериал «Чародей» — австралийский фантастический сериал про школьника, который, находясь в аномальной зоне, случайно попадает в параллельный мир, в котором люди пережили ядерную зиму и крах цивилизации и теперь пытаются восстановить былое могущество.
  • Детский сериал «Чародей: Страна Великого Дракона» — продолжение сериала «Чародей». Спасаясь от преследователей, они успевают посетить несколько параллельных миров, в каждом из которых история пошла по своему неповторимому пути: где-то компьютер изобрели 400 лет назад, где-то люди получили бессмертие, но лишились возможности рожать детей, где-то люди пережили войну с роботами и теперь боятся любой примитивной техники. Также они успевают посетить и мир из первой части сериала. Проходя через все испытания, герои налаживают контакт между мирами и помогают жителям решить их проблемы.
  • Действие многих японских аниме-сериалов происходят в мирах с альтернативной историей («Zipang»).

Также ряд серий-эпизодов других телесериалов — «Доктор Кто», «Звёздный путь», «Остаться в живых» и т. д.

Кинематограф

Компьютерные игры

  • Red Alert — серия игр в жанре «стратегия реального времени», сюжет которых основывается на изменении истории, вызванном убийством молодого Гитлера, которое совершил Альберт Эйнштейн с помощью машины времени. Вследствие этого нацизм не стал реальной силой, а окрепший СССР напал на западные государства. В 3-й части все получается чуть по-другому, советские лидеры убивают Альберта в 1930-х годах. Таким образом, Вторая мировая война заканчивается в пользу СССР полным взятием Восточной Европы и возможностью получить в свои руки документы нацистских ученых и Николы Тесла.
  • Birth of America — игра в жанре «пошаговая стратегия», сюжет которой основывается на победе Франции над Англией в Канаде (Семилетняя война) и Англии над Соединенными Штатами (Война за независимость США), 17751783.[1][2].
  • Многие глобальные стратегии позволяют игроку изменять ход истории, тем самым формируя альтернативно-исторический сюжет (хотя стартовые условия в этих играх соответствуют реальной истории):
    • Europa Universalis — альтернативная история Евразии и колонизируемых земель с 1493 по 1820 год.
    • «Hearts of Iron» — в серии компьютерных исторических глобальных стратегий шведской фирмы Paradox «Hearts of Iron» I (2002 год), II (2005) и вышедшей в 2009 году III (в русском издании «День Победы») игрок может изменять ход истории, тем самым формируя альтернативно-исторический сюжет, в том числе в кампаниях 1936, 1939, 1941 годов, приводя к победе над союзниками любую из стран Оси либо Коминтерна. Стартовые условия в этих играх, вплоть до имён министров, присущих им качеств; промышленного, военного, исследовательского и транспортного потенциала стран; номеров, названий, технического оснащения и укомплектованности дивизий, армий, кораблей и их командиров, — соответствуют реальной истории, за исключением Hearts of Iron II: Doomsday, в которую был добавлен АИ-сценарий Третьей мировой войны между союзниками и СССР в 1945 году, и Hearts of Iron II: Armageddon, где фигурирует альтернативный 1936 год после альтернативного XIX века и альтернативного начала XX-го.
    • Victoria: An Empire Under the Sun — альтернативная история Земли времён британской королевы Виктории.
    • Crusader Kings — альтернативная история Европы и Ближнего Востока времён крестовых походов.
    • Total War
    • Rhye's and Fall of Civilization — мод для игры Civilization IV и её аддонов, моделирующий земную историю, но с возможностью её изменить, а также мод Rhye’s of Civilization от того же автора для Civilization III.
  • Ещё один популярный мотив в компьютерных играх — Третья Мировая война между СССР и США:
    • World in Conflict — тактика реального времени, сюжет которой основывается на войне, развязанной Советским Союзом с США для предотвращения распада страны в конце 1980-х.
    • Карибский кризис (игра) — стратегия в реальном времени, повествующая о Третьей мировой войне, развернувшейся в результате того, что Карибский кризис не был разрешен мирным путем.
    • Серия игр Fallout — причиной атомной войны являлся затяжной конфликт Федеративных Штатов Америки и Китайской Национальной Республики, названной "Ресурсной Войной". СССР не участвовал в конфликте, предпочтя сохранить нейтралитет.
    • Freedom Fighters — сюжет игры базируется на событиях альтернативной истории, в которой Советский Союз после победы во Второй мировой войне постепенно захватил всю Европу и часть Америки, после чего оккупировал США.
    • Один из самых знаменитых модов к игре Command & Conquer: Generals, Cold War Crisis, описывает ситуацию Третьей мировой войны из-за накаленной ситуации на территории Земли обетованной (между Израилем и Палестиной), в ходе которой СССР и США начали Третью мировую без применения атомного оружия.
  • Lionheart: Legacy of the Crusader — ролевая игра, действие которой происходит в альтернативно-историческом мире, где реальное Средневековье перемешано с элементами фэнтези (развилка произошла во времена Ричарда Львиное Сердце).
  • Silent Storm — тактическая походовая игра, сюжет которой затрагивает вмешательство в ход Второй мировой войны террористической организации «Молот Тора», обладающей технологиями изготовления лучевого оружия и роботизированных бронекостюмов.
  • Timeshift — шутер, по сюжету которого учёный хочет захватить мир с помощью вмешательства в прошлое, а другой учёный (физик) пытается исправить создавшийся альтернативный временной поток.
  • Resistance: Fall of Man — события игры происходят в 50-е годы XX века в мире, где не было Второй мировой войны и многих других событий из нашей реальности. Секретные службы обнаруживают, что на приграничных территориях в России существует огромное количество городов-призраков. Никакой информации и никаких признаков жизни из России не поступает. Но в один момент всё становится очевидно — орды непобедимых мутантов, т. н. химер, набрасываются на Европу и покоряют страны одну за другой.
  • Turning Point: Fall of Liberty — шутер, события которого развиваются в альтернативном 1952 году, когда Германия организовывает хорошо спланированное нападение на восточное побережье Соединенных Штатов; центром вооруженного конфликта становится Нью-Йорк.
  • Singularity — научно-фантастический шутер, по сюжету которого учёный при помощи Элемента-99 (Е-99) захватил мир. СССР становится мировым государством. Американскому пехотинцу Натаниэлю Ренко (протагонист игры) нужно вернуться в прошлое, чтобы помешать злому учёному на его пути к мировому господству.
  • War front — Вторая мировая с современными технологиями. Очень похожа на Red Alert 2.5.
  • Making history (англ.)[3].
  • Также элементы альтернативной истории есть в игре Tropico, где из-за возникновения очередной «банановой» республики равновесие сил в мире может поменяться (по выбору игрока).

Музыка и театр

См. также

Ссылки

  • Альтернативная история в кинематографе
  • Альтернативная история на сайте «Альтернатива» (alternativa.lib.ru)
  • Альтернативная история на militera.lib.ru
  • Вики-проект «Альтернативная История»;
  • Невский Б. Альтернативно-историческая фантастика — статья в журнале «Мир Фантастики».
  • Vornet М. (Невский Б.) А что, если бы? Альтернативная история как наука.
  • Прошлое как учебный полигон: Очерк истории «альтернативной истории».
  • Петербургский наблюдатель: Марш «попаданцев», или Ностальгия по альтернативе («Литературная газета»).
  • Сергей Соболев. Альтернативная история пособие для хронохичхайкеров. — Липецк: Крот, 2006. — 232 с. — 50 экз. (лауреат премии Бронзовая улитка, 2007), так же в сборнике «В иных временах» ISBN 978-5-93883-153-7

Примечания

  1. birth-of-america.com
  2. Рецензия на игру от Александра Морозова
  3. Making history series by MuzzyLane

Альтернативная история.

© 2012–2023 vdvanr.ru, Россия, Ангарск, ул. Попова 64, +7 (3951) 07-85-92